Сайт администрации г. Юрги

    

Муниципальное образовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЮРГИ

Информационная справка
Руководство и управление
Об учителях
О гимназистах
Методическая служба
Воспитательная работа
Психологическая служба
Конференции
Связь с ВУЗами
Исследовательские лаборатории
Информация для выпускников
Новости гимназии
Дистанционное образование
ФГОС
Блоги

Web master
Письмо редактору

 
HotLog

    

Родительский
лекторий
Начальная школа Типы классов Информация
на размышление
На главную

Типология "трудных" классов

«Необучаемый» класс «Немотивированный» класс «Неуправляемый» класс «Внутренне конфликтный» класс «Закрытый» класс «Звездный» класс


«Необучаемый» класс

    Довольно часто в школьной практике встречаются так называемые «необучаемые» классы. Их главная особенность — ярко выраженные трудности, сопровождающие освоение учебной программы. Обсуждая между собой такие классы, учителя могут отмечать, что «класс работает крайне медленно», «они ничего не понимают», «класс слабый», «дети туповаты» и т. д.     Например, типичный урок математики в «необучаемом» 5 «а» классе выглядит следующим образом!
    В начале урока учительница задает традиционный вопрос: «Кто сделал домашнюю работу?» В ответ - лес рук: домашнюю работу сделали почти все.
    — Лена, иди к доске, расскажи, как у тебя решен № 129.
    Лена послушно выходит к доске и списывает с тетрадки решенные примеры. Но как она это решала, объяснить не может. После недолгого выяснение обстоятельств оказывается, что примеры она решала не сама, а с папой (как, впрочем, и подавляющее большинство поднявших руки в начале урока).
    Учительница обреченно вздыхает и начинает объяснять решение сама. В классе удивительная тишина — все старательно переписывают решение новых примеров с доски в тетрадки.
    — Петя, иди к доске, вот тебе аналогичный пример.
    В итоге решение примера Пете удается записать только под диктовку учителя. Все остальные тщательно переписывают его в свои тетради.
    Таким образом, при взаимодействии учителей с подобными классами основной проблемой становится именно низкая эффективность учебной деятельности. Естественно, что привести к подобному положению дел могут как особенности составляющих класс учеников (уровень психологических характеристик), так и трудности, существующие на социально-психологическом уровне, в том числе характеризующие положение данного класса в системе всей школьной организации.
    Среди индивидуальных особенностей учеников «необучаемого» класса можно отметить, прежде всего, проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития или несформированностью навыков или психических процессов, призванных обеспечивать эффективное осуществление учебной деятельности.- Социально-психологические особенности «необучаемого» класса концентрируются вокруг проблемы формирования негативной групповой идентичности. Будучи сформированным, как правило, извне, учителями и родителями, ярлык «тупые» начинает организовывать учебную деятельность детей по принципу: «Все равно ничего, кроме двойки, мы не получим, так зачем стараться». Немаловажную роль в становлении «необучаемого» класса играет стиль обучения, принятый учителем (прежде всего, начальной школы) во взаимодействии с ним. В том случае, если учитель не способствует развитию познавательной активности учащихся, не требует от них хотя бы минимальных поисковых усилий, не ориентирован на формирование интереса к учебе, возникновение эффективного шаблона учебной деятельности представляется маловероятным.
    «Необучаемость»— понятие ненаучное, поэтому крайне важно уточнить его содержание. Очевидно, что состав учащихся среднестатистической школы крайне неоднороден по уровню психического развития; в массовые школы зачастую попадают дети с парциальными нарушениями психического развития, однако многие из них способны усваивать программу, предусмотренную государственным образовательным стандартом, хотя бы «на три». Поэтому следует признать, что «необучамость» — явление весьма относительное, поскольку оно может представлять собой функцию разных переменных: возможностей учащихся и предъявляемых к ним учебных требований.

    Психологические причины «необучаемоcти» весьма разнообразны. Классики отечественной педагогической психологии (Блонский, 1927; Божович, 1968; Забрамная, 2004; Славина, 1966 и др.) называют в их числе:
  • соматические факторы (дефекты физического развития, ослабление здоровья);
  • психические факторы (нарушения или задержки психического развития разной природы, отсутствие эффективного стиля учебной деятельности, низкая учебная мотивация);
  • социально-психологические факторы (низкий уровень профессионализма педагогов, недостаточный уровень психологической культуры педагогов и родителей).

    Применительно к «необучаемости» целого класса, а не отдельно взятого ребенка особый интерес представляют вторам и третья группы факторов. В основе формирования «необучаемого класса», как правило, лежит неэффективный шаблон учебной деятельности и, прежде всего, ее операционального компонента, возникший вследствие неконструктивных педагогических и родительских воздействий и в большинстве случаев подкрепляемый ими. В таком классе, как правило, крайне низок уровень сформированности навыков использования собственного психического потенциала в учебной деятельности, репродуктивные методы учения преобладают над самостоятельной учебной активностью. Зачастую в учебной деятельности класса бывают смещены акценты, и организационные моменты начинают доминировать над содержательными. Класс старается соблюдать внешние, а не содержательные требования, «отсчитывает клеточки», «чертит поля», «достает дневник» и искренне полагает, что в этом и есть суть учебы. Возникающая в результате хроническая учебная неуспешность приводит к формированию неблагоприятного эмоционального фона восприятия учебы, школы и себя в ней, способствует закреплению негативных самооценочных ярлыков, которые начинают работать по принципу «самоподтверждающихся пророчеств».     
Соответственно, в числе стратегических задач работы с «необучаемым» классом можно выделить следующие.

  • В работе с самим классом:
  • 1) создание условий для адекватного отражения учащимися структуры учебной деятельности;
    2) обучение учащихся эффективному использованию собственного психического потенциала в учебной деятельности;
    3) разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью;
    4) создание условий для повышения самооценки учащихся.

  • В работе с педагогами:
  • 1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
    2) обучение педагогов приемам опоры на сильные стороны учащихся, а также развития их высших психических функций в рамках учебной деятельности;
    3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха.

  • В работе с родителями:
  • 1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
    2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся, создания ситуаций успеха.
        

    Перечисленные направления работы ориентированы преимущественно на учащихся начальной школы и в меньшей степени пятого и шестого классов. Это связано с тем, что собственно «необучаемый» класс, как правило, не сохраняет свой первоначальный статус на протяжении всей школьной жизни. Пробыв несколько лет «классом дураков», постоянно попадая в ситуации неуспеха, класс довольно быстро теряет учебную мотивацию, переходя в разряд «немотивированных». В итоге уже в средней школе найти класс, который «хочет, но не может учиться», практически невозможно.

    «Немотивированный» класс

        Не меньшую проблему, чем «необучаемый» класс, может представлять собой класс, в котором дети вроде бы могут учиться, но категорически не хотят этого делать. Такой класс мы назвали «немотивированным».     Работая с «немотивированными» классами, учителя нередко ощущают, что все их педагогические усилия, воистину титанические порой, уходят как в песок, буквально разбиваются о стену нежелания детей учиться, работать, совершать какие бы то ни было интеллектуальные усилия.
        «Немотивированный» класс приходит на урок не учиться. Например, 7 «а», начиная с пятого класса, пребывал в уверенности, что английский язык — предмет абсолютно ненужный и время, отведенное на него учебным расписанием, можно провести намного более толково. Обсуждение причин такого пренебрежения к этому предмету показало, что далеко не последнюю роль в его формировании играло мнение родителей, которые, как на подбор, в этом классе не отличались высоким уровнем образования, профессиональным или социальным статусом. И как бы учительница, педагог с огромным опытом работы, ни пыталась их заинтересовать хоть чем-нибудь близким к изучаемому предмету, все ее усилия пропадали даром.
        Им предлагали перевести с английского песню, которая им нравится, посмотреть фрагмент известного фильма на английском языке, поставить спектакль «по-английски» и много других довольно интересных форм работы. И тем не менее любой урок представлял собой нечто среднее между мужским клубом любителей той или иной игры (в зависимости от возраста — вкладышей, «кэпсов», карт) и женским салоном красоты.
        В итоге в конце 9-го класса из 14 человек только один умел без ошибок ответить на вопрос: «What your name?»
        Психологические характеристики составляющих подобный класс учеников в значительной мере могут совпадать с теми, что были описаны выше, когда речь шла о «необучаемом» классе: недостаточный уровень развития учебных навыков, низкий уровень и (или) темп учебной деятельности учебной деятельности, проблемы неврологического плана, а также выученная беспомощность, школьная тревожность. Здесь особенно хочется отметить, что за поведением учащихся, напоминающим то, что мы, взрослые, склонны называть ленью или нежеланием учиться, очень часто стоят именно страх неудачи, школьная тревожность. Отсутствие же интересов вообще и познавательных интересов в частности с довольно высокой долей вероятности позволяет предположить наличие у учеников проблем, связанных с выученной беспомощностью. Данное состояние опасно, кроме всего прочего, еще и тем, что чересчур легко приводит к возникновению накрепко «запаянного» порочного круга: беспомощность учеников вызывает беспомощность учителя, который начинает испытывать тяжелые чувства, связанные с субъективно переживаемой профессиональной некомпетентностью. В итоге учитель не вербально, а иногда и вербально выражает эти чувства в адрес собственных учеников, что еще больше усугубляет беспомощность последних. Еще одной психологической характеристикой детей подобного класса может быть неадекватно заниженный уровень притязаний: ученики просто не ставят перед собой никаких мало-мальски трудоемких в осуществлении целей. Обычно заниженный уровень притязаний связан с неадекватно низкой самооценкой, либо со своего рода «социальной хитростью» — человек таким образом экономит собственные силы, избегает «ненужной» активности.
        Естественно, что мотивация — это характеристика, очень тесно связанная с социально-психологическими параметрами любой социальной группы, в том числе и малой. Особую роль здесь будет играть доминирующая в группе система ценностей. Если уровень образования, интеллект занимают одно из последних мест в иерархии групповых ценностей класса, трудно ожидать высокого интереса к учебной деятельности. И значительной степени ценности учеников формируются и под влиянием ценностей родителей, транслирующих свою систему смысложизненных ориентации. Сталкиваясь со школьными проблемами ребенка, любой родитель переживает актуализацию собственного опыта школьного обучения, в том числе и опыта негативного, нередко травматичного, передавая собственные чувства ребенку, выстраивая свое взаимодействие со школой, в которой учится дочь или сын.
        Задачи работы с «немотивированным» классом во многом перекликаются с направлениями работы в «необучаемом» классе, поскольку и тот и другой тип «трудного класса» является результатом нарушения одной и той же структуры — группового шаблона учебной деятельности. Зачастую на практике бывает довольно сложно разобраться, в чем же первопричина тех трудностей, которые отмечают учителя: в том, что класс «не может» или «не хочет» учиться? «Не могу» и «не хочу» обладают мощнейшей силой взаимоподкрепления, и разделить их, например, в средней, а тем более в старшей школе практически невозможно.

    «Неуправляемый» класс

        Встречаются в школьной практике и классы, которые мы назвали «неуправляемыми»; на первый план здесь выходят, на языке учителей, «трудности с дисциплиной»:
        «Неуправляемый» 9 «б» на урок английского всегда приходил с целью «довести Зину» и «посмотреть, как доводят Зину». Каждый раз изобретались новые способы общения с ней: монетка в замке, забаррикадированная партами дверь, залитые водой методические материалы... Промучившись первое полугодие, «Зина» отказалась от работы в этом классе и ушла из школы.
        На уровне группового самосознания такого класса нередко отражается ярлык «неуправляемых», становясь важным компонентом групповой идентичности («Да мы всех доводим, и никто с нами ничего не сделает и сделать не может»). Мотивационная структура такого класса также будет отличаться своеобразием: среди мотивов учебной деятельности преобладают мотивы, отрицательно сказывающиеся на ее эффективности, в частности мотив общения. Главное для учащихся такого класса — занять подобающее положение среди сверстников, а для реализации этой цели постоянные нарушения дисциплины могут быть весьма продуктивными. Подобное положение дел может закрепляться и позицией родителей: если в семье статус педагога и ценности дисциплины не являются значимыми, ребенок неизбежно будет усваивать подобную модель поведения и реализовывать ее в своей школьной жизни. К «неуправляемости» класса может приводить и неудачная тактика руководства, применяемая учителем: в частности, использование попустительского или авторитарного стиля (известно, что очень часто «неуправляемыми» становятся пятые классы, закончившие начальную школу у учителя с крайне жестким» стилем руководства; наличие постоянного внешнего контроля не дает сформироваться внутренним системам саморегуляции, что неизбежно проявляется, когда этот внешний контроль ослабевает).
        Среди индивидуальных особенностей учеников «неуправляемого» класса можно отметить наличие остаточной минимальной мозговой дисфункции (прежде всего, реактивного типа) проявляющейся в нарушениях внимания, очень высокой импульсивности и двигательной расторможенности. «Неуправляемость» класса может быть обусловлена и ситуационными факторами, такими как переживание критических этапов развития (например, подросткового кризиса), или быть следствием психотравмирующего опыта (иногда и не имеющего отношения к школьной жизни), вызвавшего реактивное.

      В целом задачи работы с «неуправляемым» классом могут включать следующие пункты.
    • В работе с самим классом:

    • 1) стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых смыслов соблюдения правил поведения, закрепления их в системе групповых норм;
      2) формирование навыков конструктивного общения с учителями;
      3) разрядка отрицательных эмоций, связанных с негативными оценками поведения;
      4) создание условий для повышения самооценки учащихся.
    • В работе с педагогами:

    • 1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
      2) обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин);
      3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.
    • В работе с родителями:

    • 1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
      2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.

        Стоит отметить, что «неуправляемость» часто бывает возрастным, а следовательно, проходящим состоянием класса, что часто в кулуарах школы формулируется следующим образом: «Перебесятся и успокоятся». Это во многом справедливо, однако необходимо следить за тем, чтобы этот «побочный эффект» взросления не закрепился в шаблоне экспрессивной деятельности и системе групповых норм класса на все последующие годы школьного обучения.

    «Внутренне конфликтный» класс

        Достаточно часто процессы, происходящие во «внутренне конфликтном» классе, можно охарактеризовать как «буллинг». Это новомодное понятие, заимствованное из английского языка, многовариативно: в переводе оно может обозначать и относительно безобидного «шалуна», и «громилу», «бандита», «наемного убийцу». В психологии буллинг определяется как длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации (Детская и подростковая психотерапия, 2001). По сути, это понятие применимо к таким классам, в которых процветает травля отдельных учеников.
        Однажды благодаря многочисленным переформированиям после начальной школы появился такой «внутренне конфликтный» 5 «а». Первая четверть прошла довольно мирно — по-видимому, ее как раз хватило для формирования «вчерне» основных групповых структур. А уже во второй четверти 5 «а» стал предметом бурных обсуждений для широкого круга школьной общественности.
        Началось с того, что класс невзлюбил Кирилла, как сказали бы профессионалы, за его «индивидуально-психологические особенности, затрудняющие эффективную коммуникацию». На языке одноклассников это звучало так: «Потому что он ябеда и плакса, ведет себя, как баба!» Через несколько недель постоянных провокаций со стороны одноклассников Кирилл ушел в другую школу.
        Но свято место пусто не бывает, и еще пару недель спустя его занял Данила, который не вписался в класс по критерию уровня доходов семьи. Прозван его бомжом, 5 «а» начал бурную деятельность по нелицеприятному сравнению Данилы с остальными одноклассниками, а позже — по приведению его вещей в надлежащий присвоенному статусу вид: его тетради разрисовывались, рюкзак на перемене становился футбольным мячом. В итоге Данила был переведен в параллельный класс.
        Следующей «жертвой» стала девочка с редким именем (предположим, Мирослава), против которой ополчились как против «задаваки» за ее отказ от участия в подготовке к Новому году...
        Очевидно, что классы типа этого 5 «а» одним из основных моментов в шаблоне экспрессивной деятельности имеют тенденцию «дружить против одного».
        В подобных классах существует сложившаяся «буллинг-структура» — социальная система, включающая«преследователей», их «жертв» и «наблюдателей». Согласно знаменитой «Скетч-теории», существуют типичные характеристики «жертвы» и «преследователя», способствующие их закреплению в соответствующих ролях.
        Результаты исследования О. Л. Глазман, проведенного на российской выборке, позволили выделить следующие личностные особенности типичных персонажей буллинговой схемы. «Жертвы» отличаются низкой самооценкой и неуверенностью в себе. «Преследователи» авторитарны, для них характерны завышенная самооценка, стремление решать проблемы самостоятельно. «Наблюдатели» не обладают соответствующими другим ролям качествами (у них низкий уровень враждебности, адекватная самооценка), но нельзя сказать, что они не принимают участия в буллинге, — они зрители, ради которых все происходит (Глазман, 2005).
        Перечислим основные задачи, которые необходимо решать психологу, работающему с «внутренне конфликтным» классом.

    • В работе с самим классом:

    • 1) стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых моделей поведения, расширению ролевого репертуара;
      2) создание условий для нормализации групповой структуры;
      3) создание условий для сплочения коллектива;
      4) формирование навыков конструктивного общения друг с другом;
      5) разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;
      6) создание условий для повышения самооценки учащихся.
    • В работе с педагогами:

    • 1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
      2) обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин);
      3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.
      В работе с родителями:
      1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
      2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.

      «Закрытый» класс

          В качестве еще одного вида «трудного класса» нами был выделен «закрытый» класс. На первый план при взаимодействии с таким классом выступает невозможность получить эмоциональный отклик, отсутствие обратной связи и ощущения контакта: Урок литературы в 11 «а». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Учительница, давясь от смеха, читает вслух очень веселый отрывок. В классе — тишина и ничего не выражающие лица. — Вам понравилось? — Нормально. Классный час по планированию выпускного вечера. Классный руководитель предлагает варианты: «Поедем на автобусе встречать белые ночи? Снимем уютное кафе и потанцуем? Покатаемся на теплоходе по Неве?..» При этом она внимательно вглядывается в лица ребят, чтобы уловить хоть какую-нибудь реакцию. Раздается одинокий голос «новичка» пришедшего в класс несколько месяцев назад: — Давайте на теплоходе! Учительница: — Ну что, на теплоходе? Класс (ровно и спокойно): — Хорошо, на теплоходе. Несмотря на то что школьники в подобном классе могут вполне усваивать программу и не нарушать школьные правила, взаимодействие с такого рода детьми служит для учителей источником довольно тягостных переживаний, ощущения того, что «невозможно достучаться», невозможно установить контакт и получить какой-то ответ на предпринимаемые усилия: Из разговора учительницы литературы и классного руководителя: «С ними невозможно разговаривать, они как замороженные». Среди причин, вызывающих такого рода поведение, на первый план могут выходить сформировавшиеся у учеников устойчивые стереотипы собственной деятельности и восприятия школы. Кроме того, «закрытость» класса — проявление таких личностных черт, как интроверсия, повышенная тревожность (особенно в сфере межличностных отношений, в частности, страх самовыражения). Иногда подобного рода поведение могут демонстрировать дети с несформированными навыка общения.

      «Звездный» класс

          Этот тип «трудного» класса характеризуется, прежде всего, тем, что является в собственных глазах «сообществом гениев». Групповая идентификация «Мы — самый одаренный класс» позволяет посматривать на другие классы, да и на некоторых учителей свысока. Эта идентификация на уровне обыденного сознания считается крайне эффективной (действительно, любое пособие по популярной психологии учит, что себя нужно любить и ценить), в силу чего до некоторых пор подогревается педагогами и родителями. Однако в какой-то момент эта особенность класса, изначально казавшаяся его достоинством, оборачивается неадекватной самооценкой, неконструктивным стилем взаимодействия класса с другими учащимися, педагогами и родителями. «Звездность» не проходит бесследно. Она требует от каждого постоянного соответствия существующей высокой планке, что зачастую выливается в формализацию и выхолащивание мышления, демагогизацию рассуждений, а также постоянную конкуренцию «кто в классе самый умный» и гонения на тех, кто «недотягивает до нашего уровня». Очевидно, что в основе всех этих явлений лежит не завышенная, как это может показаться на первый взгляд, самооценка, а, напротив, хроническая неуверенность в своих способностях, в возможности дотянуться до той самой планки, оправдать возложенные ожидания. При планировании работы со «звездным» классом можно отталкиваться от следующих задач.

      • В работе с самим классом:

      • 1) создание условий для коррекции самооценки учащихся;
        2) создание условий для сплочения коллектива;
        3) разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;
        4) стимулирование учащихся к проявлению активности за пределами учебной деятельности и собственного класса.
      • В работе с педагогами:

      • 1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
        2) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.
      • В работе с родителями:

      • 1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
        2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.
            «Звездные» классы чаще всего крайне нелюбимы остальными учащимися школы, поэтому при работе с ними важно обратить особое внимание на их интеграцию в общешкольную жизнь.


    Hosted by uCoz